Восхождение на Эльбрус с юга

Думала я недолго. Билеты на Кавказ лежали в электронной почте уже через три недели после майской неудачной попытки взойти на Эльбрус (тогда нас развернул жутко неприятный ветер на высоте 5100 м).

Не сказать чтобы я особо как-то готовилась — йожила по утрам, иногда заходила на скалодром. Пыталась бегать, но получилось себя заставить всего несколько раз, ну не люблю я бегать, можно что-нибудь другое поделаю? icon smile Восхождение на Эльбрус с юга Рюкзак получился тяжелее (в этот раз все снаряжение с собой), а маршрут — интереснее и намного длиннее. Да и времени у меня на этот раз побольше.

Аэропорт Минеральные Воды. Таксисты готовы вот прям сейчас везти меня куда угодно (а на Западную можно?), я же готова только на один подвиг — наконец-то прилечь и всласть отоспаться. А все остальные вопросы отложить на утро, которое, как известно, вечера мудренее.

Прямого транспорта из Мин.Вод до Терскола по-прежнему нет — нужно ехать на любой маршрутке с пересадкой в Баксане. По пути был куплен огромный арбуз (от жадности нас же трое!), а последние сорок км пройдены автостопом, который я не просила, но он нашел меня сам.

В Терсколе лето. В Терсколе как дома. В Терсколе очень хорошо. Кемпинг на месте, и меня даже помнят (так приятно!)

Три палатки — в одной инструктор Вадим с Андреем, в другой Леня с Асей (с Леней мы в мае ездили по Крыму, а теперь вот снова встретились), ну и третья моя

DSC 4769 Восхождение на Эльбрус с юга

В первые полдня (пока добрались, пока то да сё) далеко уже не пошли, а пробежались вверх по ущелью Терскол — мимо зарослей малины и домика пастуха прямо к водопадам и леднику

DSC 4752 Восхождение на Эльбрус с юга

Со следующего дня началась подготовка к восхождению. Это значит, что нужно было ходить акклиматизироваться повыше, а потом спускаться на ночь назад в поселок, чтобы организм постепенно привыкал к высоте. Меня учили так — в первый день нужно сделать перепад в 500 м, во второй 1000 м, в третий 1500 м, и можно идти на гору. В принципе у меня почти так и вышло, хотя я собиралась акклиматизироваться подольше и покачественнее.

Сначала был Чегет (3700 м)

DSC 4889 Восхождение на Эльбрус с юга

потом через водопад

DSC 4967 Восхождение на Эльбрус с юга

и 105 пикет

DSC 5007 Восхождение на Эльбрус с юга

на ледовую базу (3800 м)

DSC 5041 Восхождение на Эльбрус с юга

И уже на следующий день Вадим и Андрей собрались на гору, и я решила идти с ними. Все-таки уже знакомая компания, ну а если не потяну — спущусь и попробую еще раз. Они ушли прям с утра, я же еще выспалась, зашла за продуктами (бутылка кефира полбатона сыр шоколад халва фасоль овсянка лапша чай) и в МЧС (надо, надо на учет вставать! очень многими, в том числе и моими напарниками, это, увы, игнорируется), а потом не спеша пошла на канатку.

С поляны Азау до станции «Мир» (3500 м) есть два подъемника. Старый — большой вагончик (500 руб), и поновее «француженка» (600 руб). С «Мир» до «Гара-Баши» (Бочки, 3800 м) — креселка по 200 руб.

DSC 5146 Восхождение на Эльбрус с юга

С небольшим рюкзаком ходу от Бочек (3800 м) до Приюта-11 (4200 м) полтора часа.

DSC 5148 Восхождение на Эльбрус с юга

Правда, почему-то еще внизу оказалось, что если засунуть ногу в ботинок, то получается очень больно в голеностопе. Странно, ведь я их немного разносила, может где-то подвернула и не заметила. Поэтому я не придумала ничего лучше, как взять с собой эластичный бинт, выпить Кетанова и пойти в открытых сандалиях до последнего, то есть до первого снега.

Открылись трещины, которых в мае не было

DSC 5157 Восхождение на Эльбрус с юга

Да и вообще вид поменялся — ручьи бегут, снега меньше, все как-то больше по льду приходится идти

DSC 5154 Восхождение на Эльбрус с юга

DSC 5164 Восхождение на Эльбрус с юга

Со сном проблем не было — сразу и на всю ночь, хотя в мае приходилось туго. Видимо, организм еще ту высоту не забыл )

На раннее утро планировали акклиматизационный выход к Скалам Пастухова (4800 м), но из-за плохой погоды перенесли на дневное время. Но погода, точнее непогода, гнула свое

DSC 5173 Восхождение на Эльбрус с юга

Ветер, ледяная крошка, холод, и вообще бррр )

DSC 5185 Восхождение на Эльбрус с юга

Больше в этот день мы никуда не пошли. Сидели в теплом вагончике, пока за окном заметало и завывало

DSC 5212 Восхождение на Эльбрус с юга

Что-то даже готовили, с соседями знакомились. Пришли четверо парней, которые собирались съехать с вершины на сноубордах (и съедут же!), и мальчик немец. Мальчик вообще молодец — он не просто пришел сам, не просто мог более-менее внятно говорить по-русски, и не просто принес с собой бутылку пива С ДОМА! С Германии в Приют! Он еще принес с собой свою любимую КРУЖКУ для этого пива!!! Это же горы, это же пиво, нет, без любимой кружки вообще преступление icon smile Восхождение на Эльбрус с юга

DSC 5321 Восхождение на Эльбрус с юга

Вечер, отбой.  Я была готова поспорить на три сникерса, что крыша вагончика до утра не продержится. Ее отрывало, сносило, колошматило, болтало из стороны в сторону, но ничего, не улетела.

Конечно, в эту ночь мы не пошли. Никто не пошел.

Зато снега насыпало — красота! Наконец-то горы на горы стали похожи, а то стояли серые такие…

В столовую пришлось тропить, и почему мне захотелось чаю раньше всех? ))

DSC 5331 Восхождение на Эльбрус с юга

За день более-менее устаканилось. Вон Ушба:

DSC 5261 Восхождение на Эльбрус с юга

В соседние вагончики прибыло пополнение, плюс еще несколько групп с палатками. Сезон еще не окончен

DSC 5208 Восхождение на Эльбрус с юга

Под вечер вроде совсем хорошо стало, поэтому решили выходить этой ночью

DSC 5348 Восхождение на Эльбрус с юга DSC 5388 Восхождение на Эльбрус с юга

Ну наконец-то хоть вид включили, а то в облаке сидеть надоело уже

DSC 5254 Восхождение на Эльбрус с юга DSC 5259 Восхождение на Эльбрус с юга  DSC 5409 Восхождение на Эльбрус с юга

27 августа, час ночи. Собрались мы как-то на удивление быстро, так рано выходить плана не было. Поэтому посидели еще, выпили еще по паре кружек чая, съели еще пару шоколадок. С собой два термоса, альпен гольд и какие-то батончики.

DSC 5420 Восхождение на Эльбрус с юга

Выходим. Вроде первые, не видно ни фонариков, ни следов. Погода так себе — небольшой ветерок, мелкий снежок сыплет.

Шли вроде неплохо — по 160 шагов и небольшой отдых. Я не считала, а думала о своем и отдыхала тогда, когда Вадим останавливался. Приходилось тропить, так как с предыдущего снегопада еще никто не ходил. Устаешь быстрее, но мы никуда и не бежали. А на 4800 м Вадим сказал, что мы идем вниз. Что ничего не видать, он не уверен где мы, и дальше мы не протропим, потому что снега очень много. Можно было подождать ратрак, но стоять было холодно, поэтому как бы грустно и печально мне не было, пришлось развернуться и идти за ними, не оставаться же одной на горе ночью. А минут через 10 внизу показался ратрак, мы решили его подождать, ведь если по его следу идти то с пути уже не собьешься (а он идет до 5100 м, под косую полку). Но ребята все равно решили спускаться, а я не хотела. Взяла у них термос и присоединилась к группе из четырех парней, которые как раз нас нагнали. Кто они я не знала, а вот куда идут — тут без вариантов, значит нам по пути )

Рассвета не было, просто стало светло. Из-за тумана ничего не было видно.

5100 м — отдых, сделать по глотку чая, обновить крем на лице, затянуть кошки потуже.

Познакомиться, хотя имен почти не помню. Там был гид Сергей с клиентом со Ставрополя, парень из Иркутска и Ваня из Питера.

DSC 5425 Восхождение на Эльбрус с юга

Мы под косой полкой, на верхней площадке где разворачивается ратрак

DSC 5429 Восхождение на Эльбрус с юга

Неспеша пошли. Что я поняла, так это то что сильно недооценила протяженность пути. Думала только о том, что высоту надо набрать. Скорость резко упала на подъеме по косой. Один шаг — два вдоха два выхода. Медленно, зато почти без остановок. Пока. А еще чуть выше — через каждые несколько метров лечь полежать. Парень из Иркутска ушел вперед, за ним оторвался инструктор. Мы же втроем ползли еле-еле, мало что соображая.  Я вот, например, забыла куда иду. Просто не могу вспомнить, понять. Ни названия, ни что это та самая гора куда я так долго собиралась. Совсем ничего. Но раз за чем-то пришла, значит надо идти )

За косой идет седловина. Точнее, путь до седловины. Простой такой путь — по прямой. Но идти быстро там было невозможно, ноги по-прежнему заплетались и отказывались переставляться в нужном направлении

DSC 5433 Восхождение на Эльбрус с юга

Доползли конечно и до седловины (5300 м), упали. Я даже уснула на чуть-чуть. Ни про какое «вверх» уже не думала, мне бы просто на ноги встать. Там дальше довольно крутой подъем, основной набор высоты перед вершиной. Но все-таки вдвоем с Ваней решили попробовать, раз уж пришли. И оказалось, что стоило начать и ничего, потихоньку, но идется.

На часах второй час дня. Облаков все больше, хотя еще не холодно и солнце жарит. Мимо нас уже народ идет вниз, высота 5480 м. Мы сидим, дышим и стараемся рассуждать трезво. Да, у нас есть gps, но силы уже практически на исходе. Да, мы очень хотим на гору, но времени уже много, а нашим темпом еще часа полтора- два пути, а потом ведь еще вниз. Это тоже нужно учитывать. Погода может испортиться, а мы будем идти последние, то есть никого рядом не будет, а видимость упадет. Еще и термос пустой.

Конечно, очень жалко было поворачивать назад, когда казалось бы рукой подать до вершины, но до сих пор уверена, что решение было правильное.

DSC 5450 Восхождение на Эльбрус с юга

Вниз мы шли пять часов. Вниз — то есть на Приют (4200 м). Это жесть какая-то icon smile Восхождение на Эльбрус с юга Пошел снег, видимость то есть то нет, дольше двух минут без отдыха мы идти не можем. Хочется немного поспать, но нельзя нельзя. Ноги не слушаются, тело вообще живет какой-то отдельной жизнью. Казалось, главное до 5100 дойти, ведь там уже по прямой вниз, падать некуда. Пытались скататься, но снег уже подмерз и не скользит. Вон Пастухова уже видно. Вон Приют видно. Темнеет. А ближе не становится.

Когда дошли, уже не то что жареной картошки, даже чая было не надо. Кое как снять кошки, залезть в спальник и пропасть.

Зато утром погода стояла идеальная, с Приюта видно как люди по косой идут. Ну а мы вниз, отдыхать и приводить себя в порядок

DSC 5475 Восхождение на Эльбрус с юга

DSC 5469 Восхождение на Эльбрус с юга

Ваня поехал в Сочи (море море), я же два дня отлеживалась в кемпинге. В первый день была способна только на ооочень медленное хождение по треугольнику «палатка-кухня-туалет». Во второй даже дошла до Чегета на рынок за домашним щербетом и пастилой, но опять же таким темпом и заплетающимися ногами, что меня (видимо, из жалости icon smile Восхождение на Эльбрус с юга ) подвезли в обе стороны )

А на третий ожила. В первой половине дня собралась — еды на день, вещей самый минимум. В МЧС — да одна, да сегодня. Погоду пообещали хорошую, поэтому с довольной улыбкой бегом на подъемник, на этот раз старый, интересно ж оба попробовать

DSC 5551 Восхождение на Эльбрус с юга

С Бочек до Приюта вприпрыжку, время не засекла правда. Но мне было уже очень легко, не зря все-таки первый раз прошел icon smile Восхождение на Эльбрус с юга На Приюте пошла сразу к вагончикам спасателей — они чище и уютнее. Думала, что там никого не будет и нужно будет искать того, кто там ими заправляет, чтобы взять ключ. Но все оказалось проще, потому что спасатели как раз и были там. Пять минут общения, знакомства и болтовни о планах, и вот меня уже определили в такой вот вагончик. То что надо, чтобы поспать несколько часов в тишине и покое:

DSC 5558 Восхождение на Эльбрус с юга

Ребят было трое — один выходил в ночь с девочкой полячкой, а другой вел русскую, но на ратраке, значит часа в три ночи только старт.

В полночь встала, выглянула — слов нет!

DSC 5562 Восхождение на Эльбрус с юга

Так вот что такое хорошая погода icon smile Восхождение на Эльбрус с юга Луна яркая, звезд много, и гора сама светится — даже фонарь не нужен, и так все видно.

Ислам (так зовут спасателя) уже выходил, когда я зашла в кухню.

- На горе встретимся)

Вышла минут через пятнадцать за ним. С Приюта теряться негде, до 5100 м путь один — вверх

DSC 5563 Восхождение на Эльбрус с юга

Догнала их почти сразу, правда с полячкой оказалась группа 25 человек, но это частности ))

Убегала вперед, отдыхала и пыталась снимать, но ночная съемка без штатива это какое-то уж сильно абстрактное искусство)

«Куда бежишь? Иди спокойно, ведь мерзнешь же пока нас ждешь» — Ислам говорил все верно, но мне все казалось, что пока силы есть и все легко, надо успеть забежать повыше. О том, что будет когда они кончатся, я как-то не думала.

Выключило меня резко, как будто кто-то накинул на меня большооой такой рюкзак. Еще было темно, но темно красная полоска на горизонте уже появилась. Высота 5000 м, ползу, тошнит, хочу назад, домой, вареников хочу и носки теплые. Руки мерзнут. Зачем я прусь. Я не дойду. Не надо было так резко стартовать. Что же делать. Отдохну на 5100. Вон уже видно, ратрак разгружается. О Шива, не хочу не буду не пойду. Уф…

5100 м. На площадке двое, остальные уже идут по косой. Это ребята из ратрака. Спрашивают, не плохо ли мне, чаю предлагают. Нет, мне бы просто полежать…

DSC 5596 Восхождение на Эльбрус с юга

Становится легче, но по-прежнему ничего не могу. С трудом заставляю себя расчехлить камеру и сделать несколько снимков. Светает:

DSC 5593 Восхождение на Эльбрус с юга

Потихоньку подтягиваются поляки, ложатся рядом ))

А это самая круть — на рассвете под определенным углом солнца Эльбрус отбрасывает тень на небо. Чудеса )

DSC 5602 Восхождение на Эльбрус с юга

Это сейчас я вижу, что очень красиво, а тогда было вообще все равно. Жми кнопку и не думай, иначе себе потом не простишь )

DSC 5611 Восхождение на Эльбрус с юга

Начинаем подъем по косой. У меня унесло перчатку на ледник, куда строго настрого запрещалось ходить. Но за перчаткой разрешили icon smile Восхождение на Эльбрус с юга Мы со вторым спасателем Абу идем замыкающими. Там проще, можно свой темп регулировать, и фотографировать никто не мешает

DSC 5613 Восхождение на Эльбрус с юга

Шли без остановок прямо до седловины. Сейчас нормально, а в первый раз я бы в таком темпе не заползла

DSC 5615 Восхождение на Эльбрус с юга

А солнце уже вовсю светит, наконец-то тепло. Под шапкой бандана — лоб закрывает, на глазах очки, на нос натянула бафф, он же шею греет. Очки все время запотевают, ничего не видно. Если нос открыть, то мерзнет быстро, мокрый же, зато так дышать легче. Вот и идешь — снял, надел, поправил, протер icon smile Восхождение на Эльбрус с юга

DSC 5617 Восхождение на Эльбрус с юга

На седловине отдых. Спать, конечно, не дают, но полежать можно. Хотя тоже не дают — «не лежи на холодном»)

DSC 5619 Восхождение на Эльбрус с юга

Двое остались, все остальные пошли

DSC 5622 Восхождение на Эльбрус с юга DSC 5623 Восхождение на Эльбрус с юга

Неприятный такой подъем, начинается на 5300 м. Но опять же, если медленно, то пойдет

DSC 5625 Восхождение на Эльбрус с юга

На финальный подъем проброшена веревка. Встегиваемся

DSC 5628 Восхождение на Эльбрус с юга

Небольшой привал. Вот где-то тут стало ясно, что дойду. Что самое сложное пройдено

DSC 5631 Восхождение на Эльбрус с юга

Почти ровно

DSC 5633 Восхождение на Эльбрус с юга

А вот и вершина

DSC 5634 Восхождение на Эльбрус с юга

9 утра.  5640 м, Западная вершина Эльбруса.

Вершина, вершина!!! С горой!

Набилось нас туда конечно много, а там пяточок такой небольшой. Все радуются, обнимаются, поздравляют друг друга, на фотографирование чуть ли не очередь

Абу и Ислам, спасибо ребятам за помощь и поддержку )

DSC 5659 Восхождение на Эльбрус с юга

Просто счастье. И от того что дошли, и от того что видим такую красоту, и от того что сбылось о чем мечталось

DSC 5639 Восхождение на Эльбрус с юга

Медведь молодец! )

DSC 5675 Восхождение на Эльбрус с юга

Мы втроем уходили последние — отдыхали, прыгали, смеялись )

DSC 5687 Восхождение на Эльбрус с юга

Вниз легче. Правда еще в первый раз сильно сбила ногти на ногах об ботинки, поэтому сейчас ставила их под углом, это получалось медленнее. Зато не так больно

DSC 5706 Восхождение на Эльбрус с юга DSC 5707 Восхождение на Эльбрус с юга

С 5100 м почти до самого Приюта мы с Исламом скатились на ледянке (которую он всегда носит с собой), руля ледорубом. Смеялись громко, кричали «поберегись» еще громче )) В вагончике быстро кинули вещи по рюкзакам и успели запрыгнуть в кабину ратрака, который увозил поляков вниз.

Времени еще было предостаточно (зря я боялась не успеть на канатку) — на шутки, смех, всякие истории с блинами в кафе на «Гара Баши».

Неужели все? Круто так icon smile Восхождение на Эльбрус с юга Не верится даже. Но дело сделано, и каждый раз при этой мысли улыбка сама появляется на лице. Счастье!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Восхождение на Эльбрус с юга”

1. Лариса:

Отличное повествование, вселяет надежду зайти :) , собираюсь этим летом. Спасибо за описанный опыт, читается легко и отдельное спасибо за фото!!!